Правовая подготовка ориентирована несколько иначе

Следует отметить довольно обстоятельную общую морскую подготовку учащихся судомеханической специальности в Японии. В отличие от наших курсантов — механиков и электромехаников — они изучают навигацию, сигнализацию, хождение на шлюпках, палубные работы. В свою очередь, практиканты-судоводители часть плавательной практики посвящают работе в машинном отделении.

Отдельными предметами преподаются управление шлюпкой, сигнализация и связь. У нас все эти вопросы внесены в программу управления судном. Практика показывает, что такое укрупнение дисциплин приводит иногда к поглощению одного предмета другим.

Правовая подготовка в японских университетах торгового флота ориентирована несколько иначе, чем в наших высших морских училищах. В Японии как общеобразовательная дисциплина читается юриспруденция. В качестве специальных дисциплин преподаются морское и международное право. У нас одна дисциплина — «Советское право. Морское право». Если добавить, что в Японии преподается не существующая в наших учебных планах дисциплина «Морская политика», акцент в японских университетах торгового флота на изучение международного, а не отечественного законодательства очевиден.

В японских учебных планах кроме упомянутых выше предметов есть и другие, отсутствующие у нас: статистика, градуировка и калибровка приборов. В Токийском университете торгового флота есть даже факультет, готовящий специалистов по контрольно-измерительным системам.

Обращает на себя внимание значение учебных судов при подготовке специалистов для флота. В описаниях системы подготовки моряков в Японии нигде не упоминается плавание на транспортных судах, везде отмечается практическое плавание именно на учебных судах. Выше уже упоминался Морской институт с его флотом учебных судов. Такая централизация учебного флота имеет свои преимущества и недостатки. В частности, применительно к нашим условиям, с большими расстояниями между морскими бассейнами, объединение учебного флота вызовет определенные трудности. С другой стороны, оно позволит, очевидно, эффективнее эксплуатировать учебный флот, организовав дальние линии типа Балтика — Черное море, Черное море — Дальний Восток, Дальний Восток — Балтика и т. п. Централизация учебного флота позволяет унифицировать уровень практической подготовки во всех училищах.

Есть и другие преимущества. Например, сейчас трудно обеспечить полноценную турбинную практику: транспортных судов с турбинами значительно меньше, чем дизельных, но готовить специалистов Для них все равно надо. Учитывая приоритет изучения дизелей, иметь для каждого высшего инженерного морского училища (теперешних хозяев учебных судов) турбинное учебное судно может быть и не рационально, но для ведомства одно-два таких судна можно было бы иметь.

Разумеется, автор далек от мысли объявить японскую систему безупречной и не призывает спешно начать копировать японские методы и подходы. Но над некоторыми из них, наверное, есть смысл подумать. И не просто для «расширения кругозора», а для творческой переработки и практического использования в наших условиях.

В какой-то мере наш недавний застой можно уподобить давно изжитой самоизоляции Японии. Но сейчас век других скоростей и цена времени несравнимо более высока. Так что давайте не медлить с посылкой любознательных «плотников» и будем действовать не дожидаясь, пока случай пригонит японский опыт к нашим берегам.

За безопасность людей, за чистоту моря. Датской судоверфью «Данярд А/С» завершено переоснащение ролкеров «Лодборг» и «Крака», предназначенных для перевозки пассажиров и грузов через пролив Большой Бельт. Это сделано в соответствии с особыми повышенными требованиями, предъявляемыми Службой датских государственных железных дорог. (СДЖД). Указанные ролкеры СДЖД фрахтует в порядке бербоут-чартера у компании «Меркандия редерирн». Тут на casinovulcan-royal.com проходит розыгрыш.

Возврат к списку

Лента счастливых туристов

4486e857e348583c579e6b8b66ce3ecd