Без помощи старших мастеров не удалось бы сделать этот фильм

На той студии, о которой рассказывает Чхеидзе, и появились фильмы «Футбол без мяча», «Серенада», «Музей», «Кувшин».

Вспомнив о них, Чхеидзе добавляет:

— Вспоминаю я и свое начало — «Лурджу Магданы». Без помощи старших мастеров нам с Тенгизом Абуладзе не удалось бы сделать этот фильм. Вот почему всякий раз, когда я вспоминаю те годы, я чувствую, что каждую секунду отвечаю за то, что происходит сейчас, за тех молодых, которые начинают сегодня свою жизнь в искусстве. Кроме того, для меня это и большая честь — работать с молодежью. Не знаю, что я им дал, но у них я взял необычайно много. Обновление искусства без молодежи невозможно. В искусстве постоянно нужен приток новых сил.

Резо Чхеидзе принадлежит к числу тех людей, которые постоянно и очень остро ощущают СВОЮ СВЯЗЬ И С ПрОШЛЫхМ и с будущим. Поэтому, когда Чхеидзе говорит на эти темы, он обычно волнуется. История кино, люди, факты, фильмы живут в его сознании в живой нерасторжимости с тем, что происходит сегодня. Он преклоняется перед первыми кинематографистами, которые в самом начале века противопоставили себя коммерческим подмастерьям, использовавшим кинокамеру для съемки экзотических сюжетов. Чхеидзе вспоминает о первых кинематографистах — об операторе Амашукели, например, так, словно бы хорошо его знал. Он горячо отстаивает остросоциальные черты и народный характер первой грузинской игровой ленты «Христине» режиссера Цуцунава. Здесь, у самых истоков грузинского кино, Резо Чхеидзе видит первые предвестия победы, одержанной потом Н. Шенге-лая, снявшим картину мировой известности — «Элисо».

— Подготовка к рождению нового искусства — современного кино — шла изо дня в день. И в этой подготовке участвовали все: в колоннах первооткрывателей, возглавленных Эйзенштейном и Пудовкиным, шли украинцы, грузины, армяне, азербайджанцы, позже к ним присоединились узбеки, таджики, казахи. И если в самой потрясающей, как мне представляется, сцене «Элисо», где обессиленные люди близки к полному внутреннему разоружению, к отказу от сопротивления, один человек оказывается мудрым и проницательным, настоящим знатоком человеческих сердец, способным ради великой цели вернуть их к жизни, дать им мужество и силы, то такой характер, рожденный на нашей земле, принадлежит всем советским людям. Как герои «Потемкина» и «Матери». Как и герои иных, позднейших шедевров. В «Элисо» пожилой, усталый, измученный человек начинает танцевать. Помните, как все поначалу безразличны к его танцу, как потом удивлены — никто ведь еще ничего не понимает, но танец словно гипнотизирует всех, подчиняет их себе, овладевает всеми. Ведь это и и х танец. Люди поднимаются. То, что дает им силы в эту минуту, трудно определить словами. Но разве не заложены в нашем характере эти мгновенные смены состояний, эти всплески темперамента? Возникшее как бы вне логики здесь понято и расшифровано как свойственное именно нашему национальному характеру и именно поэтому становится дорогим, близким, необходимым кинематографистам других национальностей...

И с тем же горячим волнением Чхеидзе реагирует на каждое слово собеседника, когда речь заходит о современном кино. Вот его мысли:

— Лицо современного грузинского экрана определяет большое количество художников, как старых, так и совсем молодых. Мне бесконечно дороги имена Тенгиза Абуладзе, Э. Шенгелая, М. Кокочашвили, М. Кобахидзе и О. Иоселиани, последняя работа которого меня особенно обрадовала. О его фильме «Жил певчий дрозд» можно было бы сказать многое, но я замечу только, что герой этой картины просто вошел в мою жизнь. Его глаза, грустные и живые, словно озарены добротой (актер Г. Канделаки). Они вглядываются в людей, они открывают что-то самое важное в других: будят совесть, пробуждают равнодушных. Отар Иоселиани сделал огромный шаг вперед. О фильме, я думаю, еще многое напишут, и он заслуживает этого, ибо он оригинален и по драматургии, и по режиссуре, и по актерскому исполнению. Замечу только, что смешная и грустная притча, рассказанная Иоселиани, принесла, так мне кажется, в мир каплю доброты и надежды, в которых всегда есть нужда. Для вас у чекинтайм всегда доступные перелеты.

Возврат к списку

Лента счастливых туристов